The Twelve-Factor App

III. Конфигурация

Сохраняйте конфигурацию в среде выполнения

Конфигурация приложения – это все, что может меняться между развёртываниями (среда разработки, промежуточное и рабочее развёртывание). Это включает в себя:

Иногда приложения хранят конфигурации как константы в коде. Это нарушение методологии двенадцати факторов, которая требует строгого разделения конфигурации и кода. Конфигурация может существенно различаться между развертываниями, код не должен различаться.

Лакмусовой бумажкой того, правильно ли разделены конфигурация и код приложения, является факт того, что кодовая база приложения может быть в любой момент открыта в свободный доступ без компрометации каких-либо приватных данных.

Обратите внимание, что это определение “конфигурации” не включает внутренние конфигурации приложения, например такие как ‘config/routes.rb’ в Rails, или того как основные модули будут связаны в Spring. Этот тип конфигурации не меняется между развёртываниями и поэтому лучше всего держать его в коде.

Другим подходом к конфигурации является использование конфигурационных файлов, которые не сохраняются в систему контроля версия, например ‘config/database.yml’ в Rails. Это огромное улучшение перед использованием констант, которые сохраняются в коде, но по-прежнему и у этого метода есть недостатки: легко по ошибке сохранить конфигурационный файл в репозиторий; существует тенденция когда конфигурационные файлы разбросаны в разных местах и в разных форматах, из за этого становится трудно просматривать и управлять всеми настройками в одном месте. Кроме того форматы этих файлов, как правило, специфичны для конкретного языка или фреймворка.

Приложение двенадцати факторов хранит конфигурацию в переменных окружения (часто сокращается до env vars или env). Переменные окружения легко изменить между развертываниями, не изменяя код; в отличие от файлов конфигурации, менее вероятно случайно сохранить их в репозиторий кода; и в отличие от пользовательских конфигурационных файлов или других механизмов конфигурации, таких как Java System Properties, они являются независимым от языка и операционной системы стандартом.

Другим подходом к управлению конфигурациями является группировка. Иногда приложения группируют конфигурации в именованные группы (часто называемые “окружениями”) названые по названию конкретного развертывания, например как development, test и production окружения в Rails. Этот метод не является достаточно масштабируемым: чем больше различных развертываний приложения создается, тем больше новых имён окружений необходимо, например staging и qa. При дальнейшем росте проекта, разработчики могут добавлять свои собственные специальные окружения, такие как joes-staging, в результате происходит комбинаторный взрыв конфигураций, который делает управление развертываниями приложения очень хрупким.

В приложении двенадцати факторов переменные окружения являются не связанными между собой средствами управления, где каждая переменная окружения полностью независима от других. Они никогда не группируются вместе в “окружения”, а вместо этого управляются независимо для каждого развертывания. Эта модель которая масштабируется постепенно вместе с естественным появлением большего количества развёртываний приложения за время его жизни.

The Twelve-Factor App

III. Config

Store config in the environment

An app’s config is everything that is likely to vary between deploys (staging, production, developer environments, etc). This includes:

Apps sometimes store config as constants in the code. This is a violation of twelve-factor, which requires strict separation of config from code. Config varies substantially across deploys, code does not.

A litmus test for whether an app has all config correctly factored out of the code is whether the codebase could be made open source at any moment, without compromising any credentials.

Note that this definition of “config” does not include internal application config, such as config/routes.rb in Rails, or how code modules are connected in Spring. This type of config does not vary between deploys, and so is best done in the code.

Another approach to config is the use of config files which are not checked into revision control, such as config/database.yml in Rails. This is a huge improvement over using constants which are checked into the code repo, but still has weaknesses: it’s easy to mistakenly check in a config file to the repo; there is a tendency for config files to be scattered about in different places and different formats, making it hard to see and manage all the config in one place. Further, these formats tend to be language- or framework-specific.

The twelve-factor app stores config in environment variables (often shortened to env vars or env). Env vars are easy to change between deploys without changing any code; unlike config files, there is little chance of them being checked into the code repo accidentally; and unlike custom config files, or other config mechanisms such as Java System Properties, they are a language- and OS-agnostic standard.

Another aspect of config management is grouping. Sometimes apps batch config into named groups (often called “environments”) named after specific deploys, such as the development, test, and production environments in Rails. This method does not scale cleanly: as more deploys of the app are created, new environment names are necessary, such as staging or qa. As the project grows further, developers may add their own special environments like joes-staging, resulting in a combinatorial explosion of config which makes managing deploys of the app very brittle.

In a twelve-factor app, env vars are granular controls, each fully orthogonal to other env vars. They are never grouped together as “environments,” but instead are independently managed for each deploy. This is a model that scales up smoothly as the app naturally expands into more deploys over its lifetime.